Диспетчеры: с 900 до 2100. Автопарк: круглосуточно
рассчитать стоимость перевозки

Классификация грузового автомобильного транспорта

Для перевозок грузов автотранспортными предприятиями используется грузовой подвижный состав: грузовые автомобили и автомобильные прицепы различной грузоподъёмности (бортовые, самосвалы, фургоны, в том числе изотермические, цистерны и др.), автомобили повышенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами. Эта часть транспортной сети также имеет свою разветвлённую структуру.

Классификация грузовых транспортных средств по различным основаниям.

I. По типу кузова 

закрытый тип  контейнер  тентованный  рефрижератор (изотермический кузов)  изотермический фургон  микроавтобус  открытый тип  бортовой  самосвал  конт. площадка  кран  автотранспортер  цистерна  лесовоз  седельный тягач 

  1. По группам

I группа

бортовые автомобили
(автомобили-фургоны общего назначения)

II группа

специализированные
(самосвалы, фургоны, рефрижераторы, контейнеровозы, седельные тягачи с полуприцепами, балластные тягачи с прицепами)

III группа (условно) автомобили-цистерны

III. По количеству осей 

двухосные  трехосные  четырехосные  пятиосные и более

  1. По осевым нагрузкам (на наиболее загруженную ось)

до 6 т включительно  свыше 6 т до 10 т включительно 

  1. По колесной формуле

4х2  4х4  6х4  6х6

  1. По составу

одиночное транспортное средство  автопоезд в составе:  автомобиль-прицеп  автомобиль-полуприцеп 

VII. По типу двигателя

бензиновые  дизельные

VIII. По грузоподъемности 

малой  средней  большой  от 1,5 до 16 тонн  свыше 16 тонн

Такое многообразие способов классификации объясняется потребностью выделения отдельных параметров транспортных средств для выбора последних при перевозке грузов на основании оптимального сочетания экономичности, скорости доставки, коммерческой пригодности, безопасности, вместимости, грузоподъемности и т.д.
Список перечисленных оснований является приблизительным, так как его можно продолжить, исходя из определенных функциональных назначений транспортных средств, их эксплуатационных характеристик, специфики перевозимых грузов и т.д.
Кроме вышеперечисленных способов классификации, отраслевой нормалью ОН 025 270-66 введена классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава. Так, в отношении грузовых автомобилей принята следующая система обозначения автотранспортных средств (АТС):
1-я цифра обозначает класс грузовых автомобилей по полной массе:

Полная масса, т

Бортовые

Тягачи 

Самосвалы

Цистерны 

Фургоны 

Специальные

до 1,2

13 

14 

15 

16 

17 

19 

1,2 до 2,0

23 

24 

25 

26

27 

29 

2,0 до 8,0 

33 

34 

35 

36 

37 

39 

8,0 до 14,0

43 

44 

45 

46 

47 

49 

14,0 до 20,0

53 

54 

55 

56 

57 

59 

20,0 до 40,0

63 

64 

65 

66 

67 

69 

свыше 40,0

73 

74 

75 

76 

77 

79

 
Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию не включены.
2-я цифра обозначает тип АТС:
3 - грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 - седельный тягач; 
5 - самосвал; 
6 - цистерна; 
7 - фургон; 
8 - резервная цифра; 
9 - специальное автотранспортное средство.
3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели;
5-я цифра - модификация автомобиля;
6-я цифра - вид исполнения:
1 - для холодного климата; 
6 - экспортное исполнение для умеренного климата; 
7 - экспортное исполнение для тропического климата.

Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации.

Перед цифровым индексом по данной классификации, в большинстве случаев, указывается буквенное обозначение завода-изготовителя (например, КамАЗ 5320). Обозначения автомобилей иностранных марок, в большинстве случаев, состоят из буквенного обозначения марки завода-изготовителя и заводского порядкового номера модели и модификации.

В настоящее время все большее распространение получают обозначения, принятые в международных требованиях по безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН.

В соответствии с вышеуказанными Правилами принята следующая международная классификация грузовых АТС:

Категория АТС

Тип АТС

Полная масса, т

Примечания

1

N1

АТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов

До 3,5

Грузовые автомобили, специальные автомобили

N2 

-»-

Свыше 3,5 до 12,0

Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специальные автомобили

N3

-»-

Свыше 12,0

-»-

01

АТС без водителя

До 0,75

Прицепы и полуприцепы 

02 

-»-

Свыше 0,75 до 3,5

-»-

03

-»-

Свыше 3,5 до 10,0

-»-

04

-»-

Свыше 10,0

-»-